Архивные документы, Петр I и план-конспекты новых уроков: участники Летней исторической школы встретились с экспертами смены

 10.08.2022, 11:04

Встреча с тремя экспертами стала ярким событием второго дня Международной летней исторической школы для молодых исследователей и педагогов «Военная история Северо-Запада России». Участники смогли не только познакомиться с исследователями и практиками, но и задать им интересующие вопросы на разных площадках. 

Доцент кафедры отечественной истории ПсковГУ Екатерина Гончарова посвятила свою встречу со студентами, аспирантами и молодыми учеными личности Петра I, юбилей которого широко отмечается в этом году.

- Эта историческая фигура, его решения в государственной политике - хороший пример для тех, кто хочет понять, что такое патриотизм и каковы пути его формирования, - уверена эксперт. - Петра можно назвать настоящим гражданином. Как и тех людей, которые, говоря современным языком, были в его команде. В то время появилась выслуга личная, а не потомственная, не по принципу знатности и древности рода, а по принципу полезности для государства. Оценка Петра полярна, многие относились к нему отрицательно, однако сегодня мы понимаем, что решения, которые казались в то время неправильными, в своей основе были важны и значимы для более серьезных и масштабных преобразований.

На наш вопрос об актуальности формата Летней школы Екатерина Гончарова ответила, что он интересен возможностью создания социального пространства, где собираются эксперты, единомышленники, или наоборот, люди с отличным от твоего мнением, - те, кто профессионально занимается историей или археологией и обладает большим потенциалом.

- Это позволяет обмениваться опытом, узнавать новое, задавать вопросы, - поясняет эксперт. - За два с половиной года пандемии были оборваны социальные связи, которые помогали формировать общероссийскую повестку, исторические и междисциплинарные проекты. Необходимо наращивать личностное общение и такой формат.

На встрече с участниками смены и.о. начальника отдела по молодежной политике и студенческому предпринимательству Научно-технологического университета «Сириус», член Российского исторического общества Валерий Кузьмин рассказал, что в нашу страну, начиная с февраля-марта, прибыло очень много беженцев из ДНР и ЛНР. Очень скоро эти ребята пополнят образовательное пространство страны. Но многие из них не погружены в историко-культурный контекст нашей страны: они придут в школу, услышат тему и не поймут, о чем речь.

- Экосистема образовательных учреждений «Сириус» включилась в работу по социокультурной адаптации детей: совместно с Российским историческим обществом мы разработали курс истории России из 12 занятий, которые погрузят ребят в историко-культурный контекст нашей страны, - добавил он. - В настоящее время этот модуль апробируется в разных регионах, мы получаем обратную связь.

Валерий Кузьмин рассказал об этом проекте, а участники по итогам беседы разработали план-конспект занятия по одной из встреч. По мнению эксперта, формат школы интересен потому, что такие смены собирают заинтересованных людей из разных регионов, причем у всех - разные подходы, новые идеи, новые форматы представления материала.

Директор Ленинградского областного государственного архива Юлия Крипатова, также выступившая на Школе в роли эксперта, рассказала участникам о проекте «Без срока давности», о том, как он появился, какие были предпосылки и кто был инициатором этого проекта, сделав в своем разговоре-семинаре акцент на архивных документах. Спикер показала, какую роль эти документы выполнили в реализации проекта, где их можно посмотреть.

- Работа архивов по этой теме не ограничивается проектом «Без срока давности», - добавила Юлия Крипатова. - Есть много интересных и важных тем, связанных с Великой Отечественной войной, в том числе изучение жизни мирного населения в оккупации, тылу или в блокадном кольце. Архив выбрал необычный интерактивный формат для представления архивных документов, так как старались учесть потребности молодежи.

Участники разделились на две команды и на основе изученных архивных материалов подготовили рассказы об истории Лужского и Тихвинского районов в годы Великой Отечественной войны.

- Мы поговорили о том, что такое архивный документ, как его понять, как разобраться в почерке, с какими сложностями мы сталкиваемся относительно датировки. Историка невозможно представить без работы с архивными документами. Это база, я очень рада, что имею возможность эту базу заложить, - подчеркнула Юлия Крипатова.

Эксперт считает, что молодежные школы, подобные той, которая работает в Печорах, способствуют формированию диалога поколений.

- Даже в профессиональной среде очень важно, чтобы историк, который уже имеет достаточно богатую фундаментальную базу исследований, делился своими знаниями и получал обратную связь, - пояснила спикер. - Молодежь интересуется историей и понимает, что без этих знаний никуда. На многие вопросы они сами пытаются найти ответы и обращаются к более старшему поколению. Если мы идем на этот диалог, в нем рождается и интерес к истории, и формируется национальная самоидентичность.

Напомним, тематическая смена стартовала в Печорах 8 августа в рамках Молодежного историко-культурного форума «Истоки», организованного по поручению президента Владимира Путина в соответствии с инициативой губернатора Псковской области Михаила Ведерникова и митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова).

Летняя историческая школа объединила ведущих российских ученых, известных общественных и государственных деятелей. На ее площадке пройдут обучение более 100 студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов Российской Федерации и Республики Беларусь. Все мероприятия Школы проведут российские историки с мировым именем, представители профессорско-преподавательского состава ПсковГУ и Государственного архива Псковской области. Также предусмотрен проектный интенсив «#ForPost», в рамках которого планируется разработка проектов с их последующей защитой.

Интеллектуальные партнеры проекта: Российское историческое общество, Институт Европы РАН, Институт США и Канады РАН, Государственный архив Псковской области.

Добавим, участниками Молодежного историко-культурного форума «Истоки» станут более 1000 человек в возрасте от 14 до 35 лет – представители волонтерских и патриотических организаций, активисты общественных организаций, молодые педагоги, архитекторы, экскурсоводы, историки и молодые семьи. В рамках мероприятия пройдут 10 смен на существующей инфраструктуре Свято-Успенского Псково-Печорского монастыря.

Организаторами Форума выступают Правительство Псковской области, Псковская Епархия Русской Православной Церкви, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодёжи в рамках программы Роспатриот, Общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды», Псковский государственный университет.





Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
      вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!