Дмитрий Ворожцов: Искусство как попытка найти ответ на вопрос о смысле жизни

 18.03.2022, 17:04

Иногда кажется, что прошлое забыто. Иногда кажется, что молодое поколение, почти не заставшее ветеранов, ничего не знает о Великой Отечественной войне, о том подвиге, о тех жертвах, о тех испытаниях, которые перенес наш народ. Однако это не так. Чтобы убедиться в том, что молодежь помнит, анализирует и старается не повторить ошибок прошлого, мы отправились к создателю проекта монумента памяти жертв фашистской оккупации в деревне Моглино — Дмитрию Ворожцову.


Всероссийский студенческий архитектурный конкурс «Без срока давности. Минута молчания» был организован Общероссийским общественным движением «Поисковое движение России» и Московским архитектурным институтом МАРХИ при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Основная задача конкурса — рассказать о трагедии мирного населения в годы оккупации во время Великой Отечественной войны. Дима со своим проектом прошел в финал и получил диплом за лучшее концептуальное решение.
Также в начале этого года в ПсковГУ прошла выставка проектов финалистов конкурса, на которой можно было увидеть и Димин мемориал.

фото Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В.А. Каверина

— Как ты узнал о «Без срока давности»?

— Мой преподаватель средового дизайна, Александра Николаевна Рычкова предложила поучаствовать в конкурсе. Изначально решил попробовать просто на удачу. Постепенно проект раскрутился, весной защищали первую часть, дорабатывали в течение лета, потом к осени были слушания по окончательному варианту. Когда пришли результаты, я поехал на выставку в МАРХИ как один из финалистов.

—Ты сразу представлял, как будет выглядеть твой проект или были другие варианты монумента?

—Вообще изначально у меня была идея для своего личного художественного проекта с подобными стелами. Чистое поле, бетонные постаменты, на которых стоят стеклянные аквариумы, наполненные землей, а внутри лежат маски — слепки с человеческих лиц. Мы с руководителем зацепились за эту мысль и начали прорабатывать ее. Задача конкурса была как-то иначе взглянуть на эту проблему (жертв среди мирного населения , - прим. авт.), потому что она мало раскрыта в мемориальных сооружениях в России, а в Моглино вообще кроме информационной таблички ничего нет. Я всегда был далёк от исторических проектов, потому что разрабатывать такие темы – большая ответсвенность. Но наши эскизы прошли первую волну отбора и я понял, что в принципе может и получится.

Отправной точкой в поиске визуального языка была живопись Здислава Бексинского, работы которого меня уже давно покорили. Потом я подключил свои представления о войне из литературы, кино, изучил документы касающиеся Моглинского лагеря, за что отдельное спасибо Виолетте Кузьминой. Так начал зарождаться образ, общее настроение, первые эскизы и зарисовки.

 

— Чем ты вдохновлялся?

— Все началось с работ польского художника Здзислава Бексиньского. Он работал, в 60-х — 80-х годах прошлого века. Его живопись – это, такие, постапокалиптические пейзажи, мрачные, гнетущие, наполенные сюрреалистичными героями, фантастическими сооружениями. Основой стали его образы, затем я деконструировл их, обобщал до абстрактных обрубовок, старался вычленить суть.

По условиям конкурса надо было рассмотреть еще несколько архитектурных сооружений на заявленную тему. Я обратился к мемориалам бывшей Югославии посвященным Второй мировой войне. Мне понравилось, как эти сооружения встроены в природный ландшафт, и я захотел как-то адаптировать это для моего проекта. Так же подробно рассматривал мемориальный комплекс в Хатыни. На самом деле список очень большой, я впитывал настроение поэтому изучал все что мог найти.

— Представленный тобой проект дорабатывался, вносились корректировки?

— Изначально я задумывал, что рядом с мемориалом территория облагорожена не будет — никаких парковок, зон отдыха. Однако в ходе проекта организаторы отметили, что важно создать удобное и функциональное пространство, а не просто установить мемориал. Они видели это место точкой общественной жизни. Четно, я не очень согласен с таким подходом, потому что эта земля напитана плохой, мертвой энергией, она не располагает к тому, что ты будешь здесь постоянно находиться. В общем я постарался найти компроимсс между задачей и своим взглядом на тему.

Я сосредоточился на разработке скульптурной группы, а потом от этого центра развивал все остальное. Так, в процессе появились стены из черного гранита. Мы развивали мысль, что нужно каким-то образом создать путь, направление визуального движения, чтобы гость комплекса понимал — вот туда мне нужно подойти. Сначала стены выше человеческого роста, они подавляют своим масштабом, постепенно высота уменьшается до уровня земли, напряжение сбрасывается, и ты сталкиваешься с ключевым объектом лицом к лицу.

— В чем идея мемориала, его главная задача?

— Я намеренно не создавал однозначного образа. Здесь должно быть пространство для размышления. Это и древние капища, обломки камней. Камень испокон веков  — символ памяти. В то же время за основу взят человеческий образ. Издалека эти камни похожи на блуждающие силуэты. Главная задача монумента — увековечить страшные события в Моглинском лагере и направить человека на внутренний диалог об этой непростой теме.

В ходе работы пришла идея сделать скульптуры частично из прозрачного материала. По задумке к наступлению сумерек они начинают медленно разгораться, всю ночь сияют, а к наступлению утра свет затухает - и перед нами вновь камни. Хотелось, чтобы материал работал с солнечным светом и при этом ночью сам испускал свет. Такая метафора вечной жизни, неугасаемого света души. Активно использовал мотив круга, так же древний символ вечности, Божественной завершенности. Мне хотелось создать место наполненное символами, пробуждающее эмоции, но сделать это не используя клише.

— Как ты думаешь, какими должны быть подобные мемориальные комплексы?

— Один псковский дизайнер - я показывал ему свои наработки - говорил, что получилось слишком мрачно: «Почему так мрачно?!». А тема не самая лицеприятная, поэтому и мрачно. Я не считаю, что мемориал посвящённой мученикам концлагеря должен быть местом, в которое ты приходишь с друзьями выпить чашку кофе. Мне кажется, это должно быть пространство, которое наталкивает тебя на глубокое размышление, пространство, где есть только ты и мемориал. Безусловно можно предложить сценарии, где это место наполнено людьми, но мне все же не понятно, как сделать его живым, а главное зачем?

Все можно подать абстракцией. Нас этому научил авангард. Абстракция - сильный инструмент, если правильно им воспользоваться и действительно вникнуть в суть объекта, который ты рассматриваешь. Для меня абстракция — это процесс разложения целого на части с последующей пересборкой частей в новую, уникальную идею. Такое, коллажирование из смыслов и разных точек восприятия.

 

—Тема войны сильно влияет на твое творчество?

— Для меня это сложная тема. Это все так ужасно, все, что происходило в прошлом веке. Мне кажется, мир просто сошёл с ума. Две больших войны за 50 лет, одна страшнее другой. Сколько горя человеческая цивилизация принесла в этот мир за такой короткий промежуток времени. Колоссальные жертвы, мир находился на грани катастрофы. Самое страшное, что на войне гибнут невинные люди, которые, как и мы все мечтали построить свою жизнь, какое-то личное счастье найти, а вышло так что в двадцать лет пошли гибнуть на фронт или, не дай Бог, женщины и дети погибали в лагерях, замученные голодом и холодом. Тяжело все это, страшно. Нельзя забывать, что творилось на нашей земле всего 70 лет назад. Нужно помнить, чтобы не повторять. 

Тема войны на мое личное творчество влияет, да.  Жизнь — это война, война без особых причин. Такая борьба с временем и пространством, попытка объять суть зная, что она, при жизни, недостижима. Состояние сомнений в праведности своих решений. Вечный конфликт короче.

 

 

Беседовал Степан Баранов





Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
      вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!