36 месяцев и 13 дней: малоизвестные подробности об оккупации Пскова

 16.05.2022, 13:04

Псков находился под нацистской  оккупацией 36 месяцев и 13 дней: с 9 июля 1941-го по 22 июля 1944 года. Так долго и так мучительно: немногие города в Советском Союзе в такой же мере ощутили на себе весь ужас существования «под немцами».

Как пережили эти годы псковичи? Что читали, где лечились, ходили ли на концерты и в театр? Об этом студенты из Молодежного медиахолдинга «Без срока давности» Анастасия Иванова и Даниил Маринов побеседовали с  выпускницей исторического факультета Александрой Тулимонас, исследовавшей этот вопрос в своей дипломной работе и прочитавшей не один десяток книг и документов по этой теме.  

Дела семейные

- Я прочитал ваш диплом и обратил внимание на интересную деталь: в оккупированном Пскове было запрещено разводиться. Почему?

- Третьему Рейху нужны были рабы, которые выполняли бы всю грязную работу после окончания Второй Мировой войны. Возможно, это связано как раз с необходимостью рождения будущих послушных винтиков механизма нацистской Германии.

Часть из них должна была уничтожаться в концентрационных лагерях посредством стерилизации и умерщвления, а другая должна была воспитываться родителями-свидетелями приходов нацистов на Восток. Одним из направлений пропаганды оккупационных властей являлись меры по воспитанию подрастающего поколения в духе идеологии национал-социалистической партии Третьего Рейха.

- Как изменились псковские школы во время оккупации?

- Говорить, что школьное обучение развивалось в оккупированном Пскове, нельзя вообще. Были голод, страх за себя и свою семью, болезни. Не хватало отапливаемых помещений, канцелярских принадлежностей. Что при этом удивительно: сохранились воспоминания советских учителей, которые рассказывали, что несмотря на активную нацистскую пропаганду, даже юные псковичи не верили в победу нацизма над большевизмом. Да и с приближением советского фронта родители, которых не угнали насильно за границу, старались сбежать из города. Вопросы образования в такой обстановке отошли на второй план.

Более успешно функционировали воскресные школы под руководством священнослужителей Псковской Православной миссии, о преподавательской и миссионерской деятельности которой у людей остались самые тёплые воспоминания. 

Фото из коллекции Вячеслава Волхонского

- Какой была медицина в оккупированном городе?

- Конечно же, платной. В больницу на лечение человек мог попасть только после внесения взноса, установленного за обследование и содержание в больнице: детский прием стоил 3 рубля, для взрослых – 5, вызов врача на дом – 8, за день в больнице платили 15 рублей.

Бесплатно лечили только от болезней, которых боялись сами немцы. К ним относились все заразные болезни, особенно сыпной тиф и венерические заболевания, которые получили широкое распространение.

По воспоминаниям Веры Александровны Пирожковой, профессора политологии Мюнхенского университета, журналистки, которая во время Великой Отечественной войны работала в коллаборационистской газете «За родину», нам известно, что в городе были уже немолодые немецкие врачи, которые лечили на дому больных детей. Например, когда одна девочка заболела ангиной, немецкие власти послали своего врача и Веру Александровну вместе с ним в качестве переводчицы. Она вспоминает, что врач ласково обращался к девочке и жалел ее, делая всё, что было в его силах, чтобы вылечить.

В городе также существовала платная детская поликлиника, в которой работала медсестра Рубцова. Она приезжала на дом к больным ребятишкам, бесплатно оказывала им медицинскую помощь, делала им профилактические прививки. Также она помогала, чем могла, подросткам, работавшим на псковских заводах. Она получила выговор от главного врача поликлиники, а позже, примкнув к партизанам, была расстреляна за помощь советским военнопленным. 

Фото из коллекции Вячеслава Волхонского

 

Говорит и показывает

- В своей работе вы отмечаете, что гитлеровцы контролировали культурную жизнь псковичей и даже открыли книжный магазин. Насколько охотно люди ходили туда? Получилось ли у оккупационных властей «приучить» псковичей к немецкой литературе?

- Да, недалеко от кремля, на Великолукской улице, около храма Михаила Архангела, работал «Остландский магазин прессы», находившийся в ведении отдела пропаганды.

В магазине продавали книги немецких авторов в переводе на русский, например, повесть Ганса Августа Фовинкеля «Борьба в лесу» или сказка братьев Гримм «Ёж и заяц».

В нашем распоряжении нет достаточно сведений, чтобы ответить на вопрос, читали ли псковичи эти книги. Скорее всего, горожанам было не до чтения: они заботились о том, как прокормить себя и свою семью, как выжить, не умереть от голода и изнурительных трудовых работ. Тем не менее мы знаем, что немцы активно раздавали бесплатные брошюрки о жизни и успехах в Германии, но вряд ли это производило должное впечатление на советских граждан. Возможно, люди проявляли любопытство к публикациям советских граждан, обличавших сталинский режим - именно такого рода литературу в том магазине и продавали.

Литература оставалась, скорее, приоритетом молодежи. В ее распоряжении также была небольшая библиотека в колокольне Троицкого собора: там они могли найти произведения Пушкина, Достоевского, Чехова, Толстого, Лермонтова.

Торговая площадь Пскова в годы немецкой оккупации. Фотография с портала smolbattle.ru

- Если бы вы оказались в оккупированном Пскове, посетили бы немецкий книжный магазин?

- Было бы довольно любопытно своими глазами увидеть, что он представлял из себя в те времена.

- Одной из важных забот немецкого Отдела пропаганды была организация театральных спектаклей, кинопоказов и концертов. Например, в Пскове выступал Ансамбль русских добровольцев, состоявший из советских перебежчиков. Пользовались ли такие перформансы популярностью? Люди шли на эти представления сами или их заставляли?

- Безусловно, театр в Пскове пользовался популярностью, об этом свидетельствует большое количество трупп и сольных актеров, приезжавших в оккупированный город. Они давали представления как псковичам, так и немецким солдатам.

Люди охотно сами посещали театр. Всё та же Вера Александровна Пирожкова писала: «Богослужение я не понимала, и оно, естественно, меня утомляло; иногда я заглядывала на короткое время в церковь, но это было и все. Меня больше привлекали театр и кино».

Она вспоминала о том, что актеры выступали профессионально, держали себя в руках, стремясь делать всё, чтобы порадовать псковичей и позволить им хотя бы на некоторое время позабыть об ужасах войны. «Однажды во время концерта советского певца Николая Константиновича Печковского над городом пролетал бомбардировщик, выпустивший бомбу, - рассказывала Вера Александровна. - Она ухнула, в театре вдруг погас свет, некоторые женщины завизжали, военные вскочили с успокоительными «тише, тише, ничего», а Печковский, не растерявшись, пустил такую руладу, что покрыл весь шум в театре. Свет почти сразу зажегся, и концерт спокойно продолжался».

- В апреле 1943 года в псковском театре состоялся не совсем обычный концерт: играл оркестр, звучал хор псковского ансамбля русской песни и танца, выступали известные артисты, прибывшие специально из Риги, Минска, Витебска. Это представление было приурочено к визиту в город генерала Власова и добровольцев Русской освободительной армии, которая подчинялась органам службы безопасности рейхсфюрера СС на оккупированной территории Псковщины. Как вы думаете, чем был вызван такой повышенный интерес к РОА?

- Русская освободительная армия - это попытка заманить советских граждан и военнопленных в ряды власовцев для занятий широкой агитацией.

Впрочем, некоторые выпускники власовских курсов под влиянием национальных лозунгов перешли на сторону советских партизан. Это удерживало немцев от того, чтобы дать движению РОА полную силу.

 

Уроки истории

- На ваш взгляд, оккупантам удалось создать в Пскове ощущение «мирной жизни»?

- Повседневная жизнь в оккупированном Пскове была не более чем «выживанием». Многие жители города погибли от болезней, голода, тяжелых обязательных работ, пыток и расстрелов, а оставшиеся в живых ежедневно боялись за свою жизнь и судьбы своих близких.

Оказание социальной и медико-санитарной помощи оккупационными властями не скрывало их истинных намерений: для советских граждан жизнь в Пскове была тяжелой и полной лишений.

С каждым годом осуществляемый нацистами контроль становился всё слабее и слабее, и даже культурная политика не смогла до конца изменить отношение советских граждан к немцам.

Солдаты-освободители на улицах Пскова. 23 июля 1944 года. Фото из госархива Псковской области

- Есть ли какая-то личность периода псковской оккупации, которой вы восхищаетесь?

- Любой, кто прошел через нацистскую оккупацию, заслуживает восхищения. Нельзя выделить кого-то одного: было много тех, кто боролся за свою свободу и свободу СССР, даже будучи в неволе. Это старики, женщины, дети, подростки – все те, кто оказывал хоть какое-то сопротивление нацистам.  Еще больше тех, кто пал в борьбе против нацизма, - имен многих из них мы до сих пор не знаем.

Применительно к псковской оккупации уважения заслуживают те, кто пытался хоть чем-то помочь советским военнопленным: простые люди, перебрасывающие через колючую проволоку еду, медсестры и врачи, собирающие одежду, обувь, еду для советских военнопленных, бравшие их к себе на поруки, выбивающие им справки, которые помогали избежать угона за границу. Все они заслуживают восхищения и того, чтобы их имена помнили и передавали из поколения в поколение.

- По вашей оценке, что в теме Великой Отечественной войны до сих пор остается неизведанным?

 - По сей день неизвестными остаются многие преступления нацистов. Несмотря на то, что активно продолжается работа по сбору, систематизации, публикации материалов, по-прежнему нет полноценных региональных, городских исследованиях по оккупационному режиму.

Вне рамок моего личного исследования остались вопросы влияния православной религии на души советского населения. Нужно отметить,  исследованием того, как вера в Бога помогла жителям нашего города пережить тяжелые события Великой Отечественной войны, сейчас занимается исторический факультет Псковского государственного университета.

- Если бы Вам был дан изменить лишь одно событие в мировой истории, какое бы Вы изменили?

- Альтернативная история — непростой вопрос, ответ на него подразумевает рассуждения на тему «а что, если...». Очень много кровавого, жестокого, беспощадного происходило в мировой истории. Допустим, как бы вы ответили на вопрос: «Если бы у вас была возможность убить Адольфа Гитлера, вы бы это сделали?» Многие бы ответили, что да. Но, с другой стороны, не факт, что не нашелся бы кто-нибудь другой, кто бы прибегнул к попыткам свернуть Веймарскую республику. Именно поэтому нет однозначного ответа на этот вопрос и ему подобные.

Многое бы хотелось предотвратить - Вьетнамскую, Афганскую, Чеченскую, Грузинскую войны, 11 сентября, Беслан, беспорядки в Ираке, Сирии, Египте, на Украине... Но, к сожалению, мы не можем этого сделать. Всё, что мы можем, — извлекать уроки из истории.

- Какие ещё события, на ваш взгляд, не имеют срока давности?

- Военные преступления на протяжении всего исторического периода, жестокое обращение с мирными гражданами: насилие, побои, издевательства, расстрелы. Убийства политических и общественных деятелей, стремившихся изменить мир к лучшему.

Многое нельзя забывать. События Второй Мировой и Великой Отечественной войн - лишь часть огромного целого, того, что не имеет срока давности.

Беседовали Анастасия Иванова и Даниил Маринов, Молодежный медиахолдинг «Без срока давности», Институт гуманитарных наук и языковых коммуникаций

 

 





Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
      вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!